Дети 4 года
Занятия для детей от 4 лет.
Занятия с детьми по программе «Гармоничное развитие» для детей от 4 лет также проводятся в нескольких комнатах. Это позволяет разделить учебную зону и зону активности. Смена видов деятельности дает возможность повысить эффективность обучения: с педагогом дети выполняют, как правило, те упражнения, которые сложно выполнить дома. Более простые задания объясняются в классе, выполнить их предлагается дома уже самостоятельно. Такая структура занятий позволяет использовать классное время с наибольшей эффективностью.
Наиболее распространенным в наши дни является программный подход, когда основная цель занятий — прохождение с детьми материала по одной из программ.
На занятиях в ДАР мы используем развивающий подход – важной целью является развитие ребенка. Наша цель — не просто прохождение какой-либо программы и формирование набора навыков, а всестороннее развитие ребенка. Поэтому ответа на часто задаваемый вопрос, — «По какой программе проводятся занятия в ДАР?» просто не существует. Мы используем как отдельные элементы существующих методик, так и собственные оригинальные разработки. Природа каждого ребенка уникальна. При подготовке каждого занятия, педагоги ДАР учитывают уровень детей в группе и их индивидуальные особенности. Именно такой подход способствует всестороннему развитию ребенка, дает ему возможность творить, думать и, в результате, быть образованным и успешным.
Ниже приведен материал одного из занятий по программе «Гармоничное развитие» для детей от 4 лет для лучшей иллюстрации используемого нами подхода
Часть 1: занятия в классе
Пальчиковая гимнастика
По традиции, занятие начинается с пальчиковой гимнастики. Вначале используем «мяч-ёжик». Упражнение проводится под стихотворение, например:
Мячик мы в руке катаем
Взад- вперед его гоняем…
И т.д.
Следующее упражнение тоже делаем под стихотворения (заодно учим/повторяем понятия) – берем одной рукой поочередно пальцы другой руки под каждую строчку. Идем от мизинца к большому пальцу, сначала на одной руке, затем на другой.
Домашние животные
Довольна корова
Своими телятами,
Овечка довольна
Своими ягнятами,
Кошка довольна
Своими котятами.
Кем же довольна свинья?
Поросятами!
Довольна коза
Своими козлятами,
А я довольна
Своими ребятами!
Под следующее стихотворение меняем направление – идем от большого пальца к мизинцу
Домашние птицы
Есть у курицы цыпленок,
У гусыни есть гусёнок,
У индюшки — индюшонок,
А у утки есть утенок,
У каждой мамы малыши,
Все красивы, хороши!
Под следующее стихотворение разгибаем пальцы, шевеля каждым, «приветствуя» животных
Здравствуйте!
Здравствуйте, котёнок!
Здравствуйте, козлёнок!
Здравствуйте, щенок!
Здравствуйте, утёнок!
Здравствуйте, весёлый поросёнок!
Основной блок
Задания от Ежика.
Эти задания направлены на развитие у детей пространственного мышления, инициативы и творческих способностей. Главный герой — Ежик
Ежик приносит волшебные мешочки и коробку, в которой находятся задания. Ежик раздает детям первое задание. Каждый ребенок получает картинки.
Ежик: Что нарисовано на картинке? Отгадайте, ребята, чем мы будем рисовать сегодня?
Дети отвечают, чем можно, по их мнению, нарисовать кота, домик и ромб.
Ежик: (поддерживает детей) Да, так можно нарисовать. И так можно нарисовать.
Это упражнение развивает творческие способности детей. Детям предлагается по очереди опустить руку вначале в один мешок, затем в другой (в первом лежат счетные палочки, во втором — марблс). Только пощупать, не вынимая содержимое мешка наружу.
Ежик: Как вы думаете, что находится в этом мешочке? Какое оно на ощупь?
Дети делятся своими впечатлениями. Дальше дети вытаскивают из мешка палочки и создают свой рисунок. При этом педагог просит их оценить, достаточно ли они достали палочек для своего рисунка. Затем просит их проверить на деле: хватит ли им палочек.
У нас было два мешочка: ежик принес их специально
Ежик: Что во втором? Давайте подберем к стекляшкам подходящее задание!
Педагог показывает детям рисунок цифры — листок с другим заданием. Дети говорят, что стекляшками можно украсить цифры — можно на каждый рисунок положить по марблс. Педагог одобряет детей. Детям оставляют задание с цифрой.
Ежик: Ребята, а как по вашему нужно украшать цифру: с головки или хвостика?
Дети говорят, что с головки, т.к. головка у цифры главная (так мы запоминаем расположение цифры в пространстве). Педагог просит каждого взять из мешочка марблс и претворить их идею с украшением цифры в жизнь.
Ежик хвалит детей за аккуратность выполнения задания и красоту.
Математика: «Больше – меньше- поровну».
Педагог выкладывает на стол ракушки и камушки
Педагог: Ребята, лежит на столе и что мы будем с этим делать?
Дети выдвигают свои гипотезы. Вместе приходим к тому, что можно «сравнивать» по количеству: больше, меньше или равно. А как это сделать? Дети предлагают свои варианты. Вместе приходит к тому, что предметы нужно «посчитать». Педагог просит посчитать и сравнить предметы. Педагог вместе с детьми раскладывает знаки «больше», меньше» и «равно».
Для закрепления материала раздаются картинки для самостоятельной работы.
Математика: Продолжаем измерять
Детям показывают кубики и предлагают с помощью них измерить высоту стола, стула и определить, что ниже, а что выше. Как это сделать?
Педагог наблюдает, как дети измеряют и подбадривает их. Вместе с детьми педагог приходит к выводу, что чтобы сделать и предыдущее и это задание, нужно посчитать и сравнить величину. Детей спрашивают: «А чем еще, по их мнению, можно измерять?» Дети предлагают свои варианты, которые обсуждаются.
Часть 2: занятие в зале
Далее дети переходят в зал (разделение учебной зоны и зоны активности, перемена деятельности). В зале выполняются:
Подвижная часть.
Дети под музыку ходят по сенсорным дорожкам.
Подвижная игра.
Дети ходят тихонечко по кругу, стараясь ступать как можно тише. Педагог с игрушкой кота в руках изображает спящего кота (в дальнейшем, дети по очереди заменяют педагога). Когда кот «просыпается», задача детей — как можно быстрее сесть на свой стул, чтобы кот не догнал.
Встали мыши в хоровод,
На крылечке дремлет кот.
Тише мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите!
Вот проснется Васька кот —
Разобьёт ваш хоровод!
Логоритмика.
Выполняется под музыку:
Здравствуйте!
Паучок ходил по ветке,
Всеми пальцами одной руки шагаем по другой руке от кисти до плеча. Затем меняем руки
А за ним ходили детки.
Руки вверх-вниз. Пальцы растопырены, изображаем, как падает дождь
Дождик с неба вдруг полил,
Проводя рукой от локтя к кисти(«стряхиваем паучков»)вначале правой, затем левой
Паучков на землю смыл.
Над головой делаем «фонарики».
Солнце стало пригревать,
Всеми пальцами одной руки шагаем по другой руке от кисти до плеча. Затем меняем руки
Паучок ползет опять.
А за ним ползут все детки,
Хлопаем в ладоши
Чтобы погулять по ветке.
Часть 3: дети возвращаются в класс
Задание на внимание:
Ежик достает из коробки следующее задание:
Детей спрашивают, как они думают, что нужно сделать. Дети выдвигают свои гипотезы, педагог поддерживает детей, в результате предлагает сделать задание найти одинаковые предметы и обвести их кружком.
Графические навыки
Детям предлагается обвести пунктирные линии.
Окружающий мир и развитие речи.
Тема — «Времена года». Ежик достает из волшебной коробки следующее задание — деревья (один набор у педагога).
Педагог прикрепляет картинки к доске и спрашивает у детей: «Что нарисовано? – Деревья — Правильно. А они одинаковые? А сколько деревьев?»
Задание детям: из общей кучки с картинками выбрать себе 4 разных дерева. Когда перед каждым ребенком лежат деревья, педагог спрашивает: «Как вы думаете, почему деревья все разные?» Дети, отвечая, приходят к тому, что нарисовано 4 времени года: Лето, Осень, Зима и Весна. «Как вы поняли какое время года нарисовано?» Дети объясняют. Затем детям раздаются наборы картинок — каждому свой.
Педагог просит разложить картинки к каждому дереву по временам года. Когда картинки разложены, педагог обсуждает с детьми, что и к какому времени года относится. Когда педагог видит, что дети все поняли, он играет с ними в «Путаницу»: Ежик прикрепил на доске все картинки неправильно. Дети исправляют Ежика, объясняя ему, что именно он сделал неправильно.
Самостоятельная работа детей
Мотивационная часть: последние 5 – 10 минут детям предлагается выбрать себе занятие или пособие, с которым они могут позаниматься самостоятельно. дети выбирают работу с материалом по своему выбору (например, конструктор)
Домашнее задание
Графические навыки – обвести пунктирные линии
Работа с цифрами – закрасить по образцу