Грамотность
Программа курса
«Интенсивное повышение грамотности»
Описание
Данный курс включает в себя программу Павловой М.А., опубликованную в 1997 г. издательством «Совершенство» г. Москва в серии книг «Практическая психология в образовании». Программа использует методики «Школы эйдетики», а также методы доктора психологических наук, профессора факультета психологии МГУ Л.С. Цветковой, опубликованные в книге «Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление».
Занятия планируются и разрабатываются психологом совместно с филологом. На каждом этапе производится тестирование участников группы и вносятся коррективы, способствующие устранение причин неграмотности. Такой подход позволяет решить глубинные проблемы неграмотности учащихся.
Занятия проводят филолог и ведущий, прошедший специальную подготовку.
Цели и задачи курса
- Определить причины низкой успеваемости по русскому языку.
- Работа с причинами неграмотности.
- Формирование мотивации грамотного письма.
- Повышение самооценки учащихся, веры в свои силы.
- Формирование необходимых навыков грамотного письма.
Применение полученных навыков в письменных работах и в работе с текстами.
Структура курса
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Выявление причин неграмотности
- Диагностика слухоречевой, зрительной и моторной памяти, сформированности внимания.
- Определение сформировавшейся стратегии грамотности у учащихся.
СТУКТУРА ЗАНЯТИЙ.
Каждое занятие состоит из трех частей: мотивационной, коррекционной, грамматической.
Мотивационная часть.
Задания в этой части занятия направлены на создание благоприятной атмосферы урока, поднятие самооценки учащихся, веры в собственные силы и возможности.
Коррекционная часть.
Упражнения для этой части подбираются по результатам тестирования проведенного на подготовительном этапе. Работа ведется с конкретными проблемами участников группы. В коррекционную часть входят упражнения, тренирующие внимание, память и мышление.
Грамматическая часть.
В этой части занятия идет работа по темам, приведенным ниже. Также разбирается правописание словарных слов (обучение методам эффективного запоминания словарных слов), обучение грамотному чтению. Учащиеся на занятиях работают с текстами и выполняют письменные работы.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ.
Орфография
- Правописание безударных гласных в корне слова (проверяемые и непроверяемые).
- Правописание корней с чередованием гласных.
- Правописание о-е(ё) после шипящих в корне, в суффиксе, в окончании слова.
- Правописание гласных после Ц.
- Правописание непроизносимых согласных.
- Правописание разделительных Ъ и Ь.
- Употребление Ь при обозначении на письме мягкости согласных и для обозначения грамматических форм.
- Употребление прописных букв.
- Правила переноса слов в русском языке.
- Правописание приставок –З, -С.
- Правописание приставок ПРИ и ПРЕ.
- Гласные Ы и И после приставок.
- Правописание сложных слов (с соединительной гласной и без неё).
- Числительное ПОЛ – в составе сложных слов.
- Правописание сложных существительных и прилагательных.
- Правописание падежных окончаний имён существительных.
- Правописание окончаний имён прилагательных.
- Правописание суффиксов имён прилагательных.
- – Н —- НН в суффиксах имён прилагательных.
- Правописание имён числительных (количественных, дробных, порядковых).
- Правописание отрицательных и неопределённых местоимений.
- Правописание личных окончаний глаголов.
- Правописание суффиксов глаголов.
- Правописание суффиксов и окончаний причастий.
- Правописание – Н — НН – в причастиях и отглагольных прилагательных.
- Особенности правописания деепричастий.
- Правописание НЕ с глаголами, глагольными формами и другими частями речи.
- Особенности правописания наречий.
- Дефис в наречиях.
- Правописание союзов и предлогов.
- Правописание частиц.
- Правописание частиц НЕ и НИ.
- Особенности правописания междометий.
Синтаксис
- Тире между подлежащим и сказуемым.
- Знаки препинания при однородных членах (с обобщающим словом и без него).
- Запятая при обособленных членах.
- Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями.
- Знаки препинания в предложениях с обобщениями.
- Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.
- Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях.
- Запятая перед союзом КАК.
- Знаки препинания в бессоюзном предложении.
- Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью.
- Знаки препинания при диалоге.
- Способы цитирования и знаки препинания при цитировании.
Более подробную информацию можно получить по адресу info@dar-akademia.ru