О талантах и их создателях
Сухова Дарья,
практический психолог, учредитель ДАР
Как вырастить умного и талантливого ребенка?
Сейчас часто обсуждается состояние образования в России. И все отмечают тот факт, что современные дети ничем не интересуются сами. Практически нет детей, которые занимались бы самообразованием, получали знания с искренним интересом и желанием.
Хочу дать несколько практических рекомендаций родителям, желающим вырастить своих детей любящими учиться, образованными, проявляющими искренний интерес к знаниям.
Я работаю с детьми более 10 лет и утверждаю, что неталантливых детей не бывает, что у всех детей есть огромная жажда знаний!!! Но куда она пропадает к старшим классам? Как сохранить и развить способности ребенка, как вырастить своих детей умными и талантливыми?
Активно заниматься развитием ребенка нужно с года.
При этом развитие должно быть комплексным и разносторонним. Что имеется в виду? Чаще всего, взрослые обращают внимание только на одну сторону развития ребенка. Если он успешен в математике, то налегают на логику, математику, шахматы, упуская из виду другие дисциплины. И развитие становится однобоким. Даже если к такому «развитию» добавить занятия иностранными языками, этого все равно недостаточно. Развитие должно быть гармоничным, только тогда можно получить действительно достойный результат. Как правило, родители считают, что если у ребенка получаются так называемые технические дисциплины, то и основные усилия нужно прикладывать именно в этом направлении. Это убеждение ошибочно. На своем опыте и на опыте детей, посещающих наш клуб уже несколько лет, могу дать следующие рекомендации.
Современная школа занимается прохождением программы, информационным наполнением. Развитию внимание не уделяется вовсе.
Поэтому, в какую бы сильную школу вы не отдали ребенка, нужны дополнительные занятия, направленные на развитие логики, мышления, памяти, творческих способностей. Многие родителями воспринимают эту рекомендацию так, что нужно все силы направить на дополнительные занятия математикой, например в математическом и шахматном кружках. Если вашему ребенку легко дается математика, он сам достаточно легко успевает в этом направлении ни в коем случае не нужно идти на опережение школьной программы, так как это приведет к потере интереса к занятиям в школе. Развитие способностей ребенка должно идти параллельно школе! Сделать это очень просто. Можно добавить нестандартные и занимательные математические задачи для того класса, в котором учится ребенок. Для развития логики, памяти и мышления стоит использовать параллельные дисциплины – ведь ребенок учится думать не только на уроках математики, но и на уроках гуманитарного цикла. Например: читать и анализировать прочитанное.
Такая же ситуация и в случае, если ребенок «гуманитарий». У меня в практике были случаи, когда дети успевали только в гуманитарных предметах, а в естественнонаучных сильно отставали. Тогда я проводила для них занятия по логике по литературным произведениям. Мы учились выделять главную мысль произведения, делать анализ произведения, находить причинно-следственные связи и т.д. В результате дети выравнивались в технических предметах, хотя специальные занятия по ним не проводились.
Помимо всего, в современной российской школе практически никто не занимается развитием пространственного мышления и творческих способностей детей. А без развития этих направлений ребенка нельзя сделать по настоящему умным (здесь незаменимым становятся уроки ИЗО и игра на музыкальных инструментах).
Еще одной распространенной ошибкой является убеждение, что если ребенок в школе учится хорошо, то дополнительные занятия вовсе не нужны — он самостоятельно сможет достичь высоких результатов. А для того, чтобы ребенок вырос по-настоящему умным, недостаточно того, чтобы он приносил из школы хорошие отметки. Ведь хорошая учеба, чаще всего, связана с хорошей памятью и умением соответствовать требованиям учителя. Но гораздо важней, чтобы ребенок понимал те предметы, которые он проходит в школе. Сам мог выделить основные правила дисциплины, понять ее принципы.
Практические рекомендации.
Занимайтесь дополнительно
Ни в коем случае не дублируйте занятия в школе и не старайтесь пройти всю школьную программу (например, математику) за 4 года. Даже если ребенок физически способен это сделать. Это приведет к тому, что ребенку на уроках будет скучно и интерес к учебе постепенно сойдет на нет. Развитие ребенка должно дополнять школьную программу. Причем дополнение должны быть ко всем дисциплинам.
- Математика — берем дополнительные задачи по логике, шахматам и математике соответствующие возрасту и классу в котором учится ребенок.
- Русский язык и литература — читаем и обсуждаем с ребенком прочитанное. Многие родители жалуются, что их дети не любят читать. Мой совет — читайте ему сами. Вполне допустимо, читать ребенку до 11 лет. Главное, создать интерес к книге, чтобы ребенок видел, что самое интересное и увлекательное можно найти читая. При этом просите каждый день читать вам вслух, достаточно одного абзаца (5 строчек). При чтении обращайте внимание ребенка на слова, как они пишутся.
- Природоведение (естествознание) – когда ребенок выполняет домашнее задание, приучите его не только формально выполнить заданное, а искать в энциклопедиях дополнительный материал. Для детей постарше можно вместе находить дополнительную информацию в Интернете.
Смысл всех ваших занятий с ребенком — углублять его знания по школьным предметам, расширять кругозор, показывать, насколько интересно получать глубокие знания.
Играйте на музыкальных инструментах
К школьным предметам хорошо добавить занятия на музыкальном инструменте. Занятия музыкой очень сильно способствуют развитию интеллекта. Обязательно заниматься рисованием до 12 лет.
Позвольте ребенку быть самостоятельным
Я никогда не проверяю домашние задания у своих детей. Считаю, что это ответственность ребенка перед учителем. Если проверять выполнение домашних заданий, то дети очень быстро перекладывают ответственность за выполнение домашней работы на родителей. Вместо этого я интересуюсь школьными делами, разговариваю с ребенком, узнаю, какие предметы были, что задали. Что он узнал интересного, предлагаю вместе почитать энциклопедию на заинтересовавшую тему. Вместе читаем и обсуждаем. Время от времени просматриваю тетрадки, чтобы понять трудности, которые возникают у ребенка. И выучить то, что не получилось самостоятельно. При этом придумываю игру со словами, в которых он сделал ошибки, чтобы ребенок запомнил их написание. Или играем в счет и т.д. Все трудности обучения мы преодолеваем в игре. Смысл всех этих действий — следить за тем, что остается у ребенка в голове, за его знаниями, а не за выполнением домашней работы.
Такая практика показала, что дети сами выполняют домашние задания, у них развивается интерес к знаниям, они любят читать энциклопедии, растут грамотными и развитыми. А с 5 класса полностью учатся самостоятельно. Читают энциклопедии, самостоятельно выбирают и читают дополнительную литературу по предметам, решают задачи по математике и т.д. При этом родителям остается только общаться с ребенком на интересные темы, обмениваться знаниями.
Как все это успеть
Вы спросите, где же на все взять столько времени для таких занятий?
Самое главное — ребенок должен идти в школу готовым к школьному обучению и не раньше 7 лет. Тогда основные уроки не будут занимать слишком много времени, и он будет успевать заниматься дополнительно.
Мои дети, дополнительно к школе, занимались фортепиано, вокалом, шахматами, изостудией, плаванием, английским языком и посещали мою программу «Повышение грамотности». Я просто находила педагогов, которые умеют заинтересовывать ребенка, чтобы занятия ему нравились, тогда ребенок не устает. А много читать и заниматься дополнительно логикой мы обычно оставляли на лето.
Родителям самим тоже приходится заниматься с ребенком. Но на это уходит примерно один час в день.
Деятельность | Как правильно | Частые ошибки |
Приготовление домашних заданий | Ребенок делает задания самостоятельно.Взрослый помогает только тогда, когда ребенок просит. | Выполнение домашних заданий совместно с ребенком. |
Контроль знаний | Проверяет домашнюю работу учитель в школе.Взрослый расспрашивает ребенка о предметах и заданиях. Искренне интересуется знаниями ребенка, его мнением по поводу пройденного в школе | Тотальный контроль выполнения домашних заданий, точное отслеживание выполнений требований учителя. |
Развитие ребенка | Дополнительные занятия по развитию памяти, внимания, мышления. Занятия логикой и нестандартными задачами. | Дублирование школьной программы с репетитором, опережение школьной программы, забегание вперед по отдельным предметам, однобокое развитие. |
Кружки | Занятия музыкой, Изо деятельностью, спортом, языками. | Дополнительные занятия только по тем предметам, которые у ребенка и так получаются |
Получить дополнительную и подробную информацию Вы сможете задав вопрос на нашем сайте.