Что нужно знать родителям о темпераменте своего ребенка
В отличие от характера и личности человека, темперамент дается человеку от рождения и связан с типом нервной системы. Поведение ребенка, его способности и возможности в дошкольном и младшем школьном возрасте напрямую связаны с темпераментом. Зная и понимая природные особенности ребенка, мы можем помочь ему сформировать сильную личность и целостный характер. Взрослые очень часто недооценивают роль, которую они играют в становлении личности и формировании характера своих детей.
От темперамента человека зависят:
- скорость возникновения психических процессов (например, скорость восприятия, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т. п.)
- пластичность и устойчивость психических явлений, лёгкость их смены и переключения
- темп и ритм деятельности
- интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли)
- направленность психической деятельности на определённые объекты (экстраверсия или интроверсия)
Темперамент это проявление типа нервной системы человека, характеризуется силой уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения. Темпераменты разделяют на 4 вида:
- Слабый тип характеризуется слабостью процессов как возбуждения, так и торможения — соответствует меланхолику.
- Сильный неуравновешенный тип характеризуется сильным раздражительным процессом и относительно слабым процессом торможения — соответствует холерику, «безудержному» типу.
- Сильный уравновешенный подвижный тип — соответствует сангвинику, «живому» типу.
- Сильный уравновешенный, но с инертными нервными процессами — соответствует флегматику, «спокойному» типу.
Флегматик
Неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Погружен в себя.
Трудности, с которыми сталкиваются дети обладающие темпераментом флегматика.
Из профессиональной практики.
Ситуация: в детском саду идет урок физкультуры. Детям 4,5 года. Задание: под музыку собирать лежащие на полу предметы. Все дети быстро собирают игрушки с пола. Ребенок (обладатель флегматического темперамента) вначале пытается успеть за ребятами, но видя, что он не успевает, останавливается и смотрит, как другие дети выполняют задание. Педагог подходит к ребенку и толкает его в спину, при этом обвиняет в саботаже.
Наилучшее действие: педагогу, в такой ситуации, стоит попросить ребят оставить пару предметов для того, чтобы ребенок мог собрать их не спеша, и все были бы счастливы.
Когда ребенок идет в школу ситуация усугубляется. Дети-флегматики медленно пишут, не успевают выполнять всех заданий на уроке. Для них невероятным трудом является что-либо переписать. Темп их деятельности существенно медленнее, чем у детей обладающих другими типами нервной системы. И опять же, все недочеты в обучении ребенка, связанные с типом нервной системы, взрослыми, как правило, объясняются как лень и саботаж. Особенности медленного переключения внимания с одного действия на другое, часто трактуется как упрямство.
Детям с темпераментом флегматика нужно создавать следующие условия для развития:
Спокойный размеренный темп жизни. Взрослым необходимо приноровиться к темпу ребенка. Ответственно отнестись к выбору воспитателей и учителя начальных классов. Нужно искать спокойных, неторопливых педагогов. Если вы хотите воспользоваться услугами няни, то главным ее достоинством будет спокойствие и уравновешенность. Лучше всего, если темперамент у ребенка и няни будут совпадать. Отдавать в школу детей с таким темпераментом можно только в полные 7 лет! Флегматикам удается догнать темп школьного урока не раньше 6 класса. Даже при глубоком уровне знаний, флегматики плохо пишут контрольные работы и тесты, т.к. все задания с ограничением времени являются для этого темперамента непреодолимой трудностью. Именно поэтому родителям флегматиков следует делать акцент на знаниях и их качестве, а не на отметках.
Планирование. С самого раннего возраста следует проговаривать то, что вы собираетесь делать в ближайшее время. Так ребенку легче настроиться и сделать то, что Вы от него хотите. С какими-либо просьбой или поручением к ребенку следует подходить заранее. Давать ему некоторое время для завершения предыдущих действий. Это поможет ребенку быть послушным и избежать ситуаций, в которых может развиться такая черта характера как упрямство.
Несколько практических советов:
У флегматиков, обычно очень глубокий сон, поэтому для того, чтобы ребенок проснулся и встал, будите его постепенно. Ребенок проснулся и пока лежит в кровати. Начните так: «Сейчас мы встанем, умоем наши глазки, наденем штанишки и рубашечку, пойдем на кухню поедим кашку и т.д.»
У флегматиков устойчивое внимание и, если ребенок чем-то занят, его трудно «оторвать» от занятия. Всегда давайте время для завершения дела: «Нам пора уходить у тебя 5 мину для завершения дел».
Так как флегматик погружён в себя, ему сложно следить за временем и порядком действий.
Для того, чтобы ребенок учился чувствовать время можно завести песочные часы. Говоря: «У тебя пять минут»,- можно вместе с этим запустить часы, чтобы ребенок видел, что такое 5 минут. Для обучения порядку действий рисовать наглядные картинки-схемы. Например: 1. Ребенок в трусиках; 2. Ребенок в трусах и майке; 3. Ребенок в майке и колготках и т.д.
Во время обучения в школе можно применять подобную стратегию для приготовления домашних заданий.
На флегматиков нельзя давить и требовать беспрекословного подчинения, это только развивает в них упрямство и сильнее погружает их внутрь собственного мира. Их проще уговорить, чем заставить. Они разумны и если грамотно формулировать задачу и давать необходимое время, они способны самостоятельно достигать нужных результатов.
У флегматиков хорошо развит инстинкт самосохранения, и каким бы странным со стороны не казалось их поведение, обусловлено оно желанием защитить себя.
Хотя дети-флегматики могут показаться «заторможенными», зато в интеллектуальном плане они являются, подчас, самыми способными. Малыши любят, когда им читают. По многу раз с удовольствием слушают одну и ту же книгу. Им важно усвоить все услышанное, поэтому таким детям информацию нужно давать постепенно, помня, что перегрузить их достаточно просто. Если пассивный запас слов будет опережать активный, то велика вероятность возникновения логоневроза (заикания). Зато знания они усваивают очень качественно, пытаясь во всем дойти до сути.
При грамотном отношении окружающих к особенностям их темперамента, флегматики проявляют упорство и настойчивость, остаются спокойными и уравновешенными, достигают высоких результатов в деятельности, не связанной со скоростью реакции. Из них получаются отличные ученые, врачи, писатели, юристы, программисты и т.д. По статистике представители этого темперамента являются самыми эффективными работниками.
Холерик
Быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро остывает. У холерика нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик обладает огромной работоспособностью. Однако, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро устает. От одной идеи он переключается на другую. Главной отличительной чертой холерика является то, что он успокаивается только при смене деятельности, т.е. когда действует. Только активность создает ощущение покоя.
Мне нередко приходилось видеть сцены, когда родители, пытаясь успокоить ребенка этого темперамента, просили его некоторое время посидеть и «подумать о своем поведении». Такая стратегия по отношению к холерику явно ошибочна. Ребенок не сможет просидеть даже минуты, чем вызовет следующую волну недовольства родителей.
Приведу пример из жизни.
Ситуация: ребенок вместе с родителями стоит в очереди на аттракцион. Он постоянно крутится, прыгает, задевает окружающих. Отец отводит его к лавочке, сажает на нее. Ребенок не в силах усидеть. Он начинает бегать между лавочкой и родителями. Отец с усилием усаживает его снова, требует, чтобы он сидел спокойно. Теперь ребенок крутится на лавочке и в результате падает с нее. Рассерженный отец вдогонку шлепает ребенка по попе. Теперь ребенок истошно орет, держится за попу и прыгает и т.д.
Наилучшее действие: нужно отвести ребенка в сторону и предложить ему попрыгать, потанцевать, покрутиться и т.д. И обязательно похвалить его за то, что он смог, не мешая окружающим, заниматься своими делами.
Дети этого темперамента, как правило, не могут сидеть на занятиях. Если их все же удается усадить, то они дрыгают ногами, подпрыгивают на стульях, роняют на пол предметы, находящиеся на расстоянии вытянутой руки и т.д.
На своих занятиях я разрешала таким детям заниматься стоя или ходить по кабинету. Часто приходилось укладывать их на ковер, и они занимались лежа на животе. При этом многие из этих детей обладали превосходным умом быстро и легко справлялись с заданиями повышенной сложности, одновременно ухитряясь совершать множество различных действий. Часто создаётся ощущение, что ребенок Вас не слушает. Однако, если спросить, ребенок расскажет всё, о чем шла речь. Умение быстро переключаться позволяет холерикам делать несколько дел одновременно, мгновенно обрабатывать большое количество информации. Быстро схватывать суть.
Как помочь ребенку использовать сильные стороны своего темперамента, при этом адаптировать его к детскому саду и школе?
Есть поговорка, что если попытаешься замедлить холерика — получишь двойного холерика; ускорить флегматика — получишь двойного флегматика.
Как и в случае с флегматиком нужно подстроиться под темп ребенка.
Холерику нужно быть всё время чем-то занятым. Если ему не помогать организовать себе занятия, он придумает их себе сам. И не факт, что Вам понравится придуманное им.
Для детей этого темперамента очень важно, чтобы запретов было как можно меньше. Нужно перенаправлять их энергию в позитивное русло.
Несколько практических советов:
Ребенок разбрасывает нужные вам вещи. Придумайте игру, чтобы он разбрасывал то, что можно. «Если тебе так нравится кидать, пойдем, сажать газон на участке. Очень важно кидать семена как можно дальше».
Ребёнок рвет книжки. Дайте задание порвать мусор на мелкие кусочки, чтобы его как можно больше влезло в пакет.
Бегает в помещении. Дайте задание относить вещи то папе, то маме и т.д.
Вместо запретов каждый раз придумывайте, где именно это действие или навык сейчас может пригодиться. Перенаправляя активность ребёнка Вы его не избалуете, как не редко считают бабушки. Вы научите ребенка использовать собственные силы в позитивном русле, то есть управлять собственной активностью. Ребенок привыкнет помогать и слушаться.
Когда читаете ребенку книги, разрешайте двигаться в то время, когда он должен слушать. Пусть изображает то, о чем вы читаете. Так он лучше усвоит прочитанное.
Чтобы ребенок спокойно вел себя во время занятий, можно подобрать набор игр, незаметных педагогам и не мешающих вести уроки. С помощью игр ребенок сможет управлять своей активностью. Например: можно слушать учителя и рисовать, играть ластиком под партой, главное вместе с ребенком придумывать способы занимать себя, чтобы, не мешать другим.
Такой же подход подойдет в обучении ребенка управлению собственными эмоциями и чувствами. Например, вместо запретов на крики и капризы, попробуйте разнообразить крики, придумав с ребенком как еще можно кричать, что еще можно сделать, когда сердишься. Переводите энергию в креатив. Ребенку понравится все время что-то придумывать. Это самое лучшее занятие для его активности. И, конечно же, занимаясь спортом дети могут реализовать свою активность наилучшим образом.
Научив ребенка использовать свою активность, вы получите умного, любознательного энергичного человека, неутомимого труженика и непревзойденного лидера.
Сангвиник
Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно. Если же работа не интересна, он относится к ней безразлично — ему становится скучно.
Сангвиник легко адаптируется к любым условиям. В детском саду и начальной школе дети с таким темпераментом легче всего справляются с нагрузками и правилами.
У сангвиников есть одна особенность. Если взрослые не уделяют внимания качественному усвоению знаний, ребенок будет всё «хватать по верхам» — для него этого будет достаточно.
Меланхолик
Склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, эмоционально раним. Главная черта меланхолика — зацикленность на себе.
Пожалуй, именно меланхолика труднее всего вырастить целостной личностью. При благоприятных условиях люди этого темперамента обладают особой чувствительностью ко всему прекрасному. Стиль и эстетика, культура и литература — вот их истинное призвание.
Меланхолики нередко обладают хорошим умом, но слабый тип нервной системы дает о себе знать, они быстро истощаются. И, как следствие, теряют концентрацию внимания. Становятся рассеянными и вялыми.
Дети-меланхолики требуют к себе особенно бережного обращения. Им постоянно нужна поддержка взрослых. Похвала является для них лучшим стимулом для развития. Таким детям подходит бережное развитие интеллекта.
Ко мне, как к психологу, чаще всего обращаются представители этого темперамента. Меланхоликам трудно найти себя в жизни, они зациклены на своем здоровье и неудачах. Многие из них очень талантливы. Но из-за неуверенности в себе, мнительности и просто нехватки эмоциональных и физических сил им трудно соответствовать ожиданиям окружающих.
Как определить, что ребенок меланхолик?
Дети-меланхолики не любят находиться в центре событий, они предпочитают наблюдать со стороны. Малыши сильно привязаны к маме, неохотно идут на контакт со сверстниками. Чаще всего производят впечатление робкого и застенчивого ребенка. При любых неудачах легко расстраиваются, их трудно успокоить. Дети обладают повышенной утомляемостью и восстанавливают силы просто ничего не делая. Если взрослые давят на ребенка у него нет сил сопротивляться, поэтому малыши обычно послушны. Любой эмоциональный всплеск быстро заканчивается пассивностью, ребенок не может долго находится в состоянии возбуждения. С самого раннего детства видно, что ребенок прежде всего занят собой, своими ощущениями, впечатлениями, чувствами. Сильные эмоциональные переживания и потрясения заканчиваются заболеванием, чаще всего связанным с дыхательной системой.
Меланхолик производит впечатление слабохарактерного ребенка. Взрослым, как правило, очень удобно с таким детьми, но такая легкость обманчива. Психика меланхолика очень ранима, давление на личность воспитывает в ребенке неуверенность, пассивность, переводит психологические проблемы в психосоматические заболевания. Все неудачи, связанные с типом нервной системы, меланхолик переводит на личностный уровень. Это нередко заставляет его чувствовать себя неудачником.
Как помочь ребенку с таким типом нервной системы?
Прежде всего, бережное развитие интеллекта. Заниматься с ребенком стоит, только когда он настроен на занятия. Устал — отдыхает. Родителям стоит быть внимательным к психофизическому состоянию ребенка, научиться чувствовать его настроение. Оказывать эмоциональную и физическую поддержку. Чем позднее ребенок пойдет в школу, тем лучше. Психологи советуют отдавать меланхолика в школу ближе к 8 годам.
Подведём итог
У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание даёт возможность проявиться:
- меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями
- флегматику, как человеку выдержанному, без скоропалительных решений
- сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку
- холерику, как человеку страстному, неистовому и активному в работе
Недостатки воспитания могут привести к:
- у меланхолика — замкнутости и застенчивости, болезненности и мнительности
- у флегматика — чрезмерной медлительности и пассивности
- у сангвиника — поверхностности, разбросанности, непостоянству
- у холерика — поспешности решений, раздражительности, агрессивности
Тип темперамента не влияет на способности человека. Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и неспособным. Просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, а другие — другого.
Учитывая особенности темперамента, Вы сможете найти для себя новые способы общения с Вашим ребенком, научиться управлять его поведением, грамотно способствовать развитию его талантов и способностей.
16.01.2015
· admin · Комментариев нет
Рубрики: Беседы о развитии, Полезные советы