Логопедические уроки

IMG_4885Мы, родители, мечтаем о том, чтобы наши дети выросли не только крепкими и здоровыми физически, но и владеющими чистой, благозвучной речью. Кем бы ни стал наш ребенок: журналистом или педагогом, артистом или менеджером, четкая, логичная, грамотная речь — это половина успеха в жизни.

Речь — инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, мы способствуем развитию его интеллекта и эмоций, подготавливаем условия для его успешного обучения в школе.

Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И, наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко откладывает отпечаток на его характер. Дети с речевой патологией, осознавая дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых неудобств, если его речь не совершенна. Однако постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром; очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые.

Период от рождения до 5 лет является определяющим для становления речи. Не случайно психологи называют этот возрастной промежуток «годами чудес». В это время активно развивается мозг и формируются его функции. Для речетворчества таким «критическим» периодом являются первые три года жизни ребёнка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых отделов мозга, ребёнок овладевает главными формами родного языка, накапливает большой запас слов.

Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, коррекционно-логопедических занятий со специалистом.

В усвоении речи ведущая роль принадлежит слуху. Поэтому с первых дней жизни ребёнка должна окружать полноценная речевая среда. Старайтесь свою повседневную деятельность сопровождать правильной речью, называйте свои действия, предметы домашнего обихода во время бодрствования младенца: «Сейчас мы с Катенькой наденем курточку, красивую шапочку и пойдём гулять». При этом давайте малышу возможность видеть Ваше лицо, наблюдать за Вашей артикуляцией. Говорите с малышом медленно, нараспев, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на «детский язык». Почаще берите ребёнка на руки: ему необходим постоянный телесный контакт с матерью. Поощряйте любые попытки малыша заговорить: Ваш малыш начнёт разговаривать только тогда, когда вы захотите его слушать. Читайте детские книжки, не торопитесь их менять, пусть в раннем детстве у него будут 2 – 3 любимых произведения.

Большое разнообразие книг приводит к тому, что пассивный запас слов ребёнка опережает активный, а это может спровоцировать различные  дефекты речи, даже заикание. Читая книжки, обращайте внимание ребёнка на каждое слово. Например: «Посадил дед репку…». Пусть ребёнок  (или Вы сами) найдёт на картинке, где дед, где репка. Покажите действиями, как сажают репку. Цель такого чтения, расширить предметный мир ребёнка.

Не поправляйте речь ребёнка, просто повторите ту же фразу правильно. Поощряйте стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждую «почемучку» малыша. Никогда не сравнивайте Вашего ребёнка с другими детьми. У каждого свой путь развития.

Просто будьте рядом со своим чадом, любите его и почаще хвалите!

Статья логопеда Михалиной Елены

при участии психологов

Михалиной Т.В. и Суховой Д.С.

Обсудить статью в форуме

12.02.2007 · admin · Comments Closed
Рубрики: Публикации