Раннее развитие ребенка

IMG_1415  В настоящее время существуют множество методик по раннему развитию ребенка. Новейшие методики предлагают чуть ли не с самого рождения обучать ребенка счету, чтению и т.д.

Нам часто задают вопрос: «С какого возраста и как можно развивать ребенка, какие игры необходимы для полноценного развития ребенка?»  Конечно, в одной статье мы не сможем рассказать обо всех способах раннего развития. Однако, попробуем дать несколько рекомендаций.

   Ребенок развивается с первого момента жизни. Новорожденным, для нормального развития, необходимо постоянное общение с мамой. Мама поглаживает ребенка, разговаривает с ним, ее лицо и голос — наилучшие стимулы к развитию. Очень важно, чтобы во время кормления мама была занята только ребенком, думала о нем, общалась с ним.

Для того, чтобы научить ребенка на небольшое время оставаться без мамы и легко переносить ее отсутствие, можно воспользоваться следующим способом. Заведите небольшую подушечку, держите ее рядом, так, чтобы она пропиталась маминым запахом. Рядом с такой подушечкой ребенку легче успокоиться, она временно может заменить маму.

Как только ваш ребенок сядет, можно предлагать ему игры с прятаньем предметов и их появлением (кукла, мишка и т.д. прячется в коробку и появляется и т.д.) такие игры тоже приучают ребенка к отсутствию взрослого, дают ему опыт: то, что вначале исчезло, потом появится. Они развивают память, мышление и внимание.

Итак, Вы решили начать занятия со своим малышом. Перед началом обязательно подумайте о том, что именно вы хотите делать, какое направление развития вашего малыша вам интересно. Многие родители считают, что их ребенок особо одарен. Им хочется видеть своего малыша гением.  При этом особенно сильно стараются развить именно интеллектуальную сферу. А это не единственная сторона личности ребенка. Важно, чтобы развитие было гармоничным и давалось в индивидуальном темпе и ритме. Гонясь за результатами, можно перегрузить ребенка. А демонстрируя эти результаты окружающим, можно испортить характер малыша.

Читая своему малышу книжки помните, что до трехлетнего возраста важно, чтобы книжек было не более двух-трех. События книги, ее персонажи нужно эмоционально проиграть. При чтении главное, чтобы ребенок следил за событиями, показывая всех героев по картинкам, озвучивая их. Например: корова «му-му», кошка «мяу». Вводя новые слова следует знать меру, ведь если пассивный запас слов будет опережать активный (разговорный), очень вероятно возникновение логоневроза – заикания.

Занимаясь с малышом, старайтесь использовать ограниченный круг учебных пособий. Вместо покупки все новых и новых развивающих игр и материалов, лучше максимально полно использовать что-то одно (или небольшой набор), но со всех сторон. Если развивать ребенка сразу нескольким десятком игр и пособий, то он только запутается и не сможет толком освоить ни одной игры. Проявите творчество, придумайте новые задания к уже знакомым играм. Приведем такой пример: часто родители жалуются психологам, что их ребенок в 1,5 года практически ничем не интересуется, а дома столько разных игрушек. Сократите количество игрушек в 4 раза — через некоторое время ребенок начинает активно играть.

Все игры и занятия вводите по принципу «от очень простого к простому, от простого к сложному, а потом и к очень сложному». Следуйте за вашим ребенком, поддерживайте его собственный интерес к игрушкам и играм, ставьте новые задачи с материалом, который ребенок сам выбрал. Помните: ребенок сам прекрасный двигатель своего развития. Пример: малыш выбрал мячик и кинул его, предложите ему еще раз кинуть мячик, «давай посмотрим, куда он может укатиться…», предложите ему игру: мячик можно катать друг другу, возьмите кубик и предложите покатить его, обратите внимание малыша: мячик катится, а кубик нет и т.д.  На одном мячике и кубике можно придумать множество игр, а главное вы поддержали инициативу ребенка заниматься с мячом. В возрасте до трех лет важно, чтобы больше было подвижных игр.

Подвижность и моторика значительно важнее для формирования мышления, чем пассивная деятельность. Все занятия с детьми должны быть эмоционально окрашены, включать игру, музыку, танцы. Хорошо, если с раннего возраста большое внимание уделяется общению со сверстниками.

И несколько практических советов:

  • Не углубляйтесь в каком-то одном направлении (например, чтении, математике, музыке или физическом воспитании), забывая остальные. Всестороннее развитие гораздо важнее для малыша, чем рекорд в одном из направлений.
  •  Помните, что однобокое развитие чаще всего приводит к минимальным мозговым дисфункциям (когда одни зоны развиваются быстрее за счет других, неравномерно). Это, в свою очередь, приводит в дальнейшем к неуспешности в обучении, плохой памяти, рассеянному вниманию, сниженному самоконтролю.
  • Старайтесь больше разговаривать с ребёнком, говорите с ним обо всём на свете дома, в поездках, на прогулке – речь взрослого важнее любого методического пособия.
  • Не давайте малышу те знания, которые не пригодятся ему в ближайшее время. Пока они ему понадобятся, он может их просто забыть. А драгоценное время можно потратить на изучение и освоение того, что нужно сейчас в первую очередь. Не делайте «запасы знаний», живите сегодняшним днем.
  • Помогите ребёнку самому научиться добывать знания. Предоставьте ему свободу творчества в этом процессе. Радуйтесь каждому успеху вашего ребёнка, даже малейшей попытке проявить себя, особенно если это впервые.
  • И главное — совершенствуйтесь сами. Пусть малыш видит, что учиться и познавать – интересно, необходимо каждому.

Практический психолог Дарья Сухова.

Обсудить статью в форуме

11.02.2007 · admin · Comments Closed
Метки: ,  · Рубрики: Беседы о развитии, Публикации