Школьный конвейер
В журнале «Вокруг Света» размещена статья о дистанционном обучении. Хотим привести отрывок, описывающий повсеместно распространенную классно-урочную систему образования.
ВОКРУГ СВЕТА / ЖУРНАЛ Высшее дистанционное … Читать статью полностью |
Принципы этой системы закладывались в период, когда Европа выходила из Средневековья. Грамотность для горожан становилась необходимостью, а учителей и книг было мало. В 1630-х годах чешский мыслитель Ян Амос Коменский, отвечая на этот вызов, изложил принципы новой, классно-урочной системы. Свой обширный труд, озаглавленный «Великая дидактика», он дополнил пособиями по астрономии, физике и изучению языков. Согласно Коменскому, учебу следует начинать с шести лет и вести в группах, сформированных по возрасту. Занятия, пропуск которых считается серьезным проступком, проходят в утреннее время. По каждому предмету должен быть отдельный учебник, и все ученики осваивают программу в едином темпе. Для этого отстающих детей учитель подгоняет, а излишне любознательным не позволяет торопиться.
Система Коменского давала возможность одному педагогу работать с группой из 40–50 учеников. Последователи Коменского развивали его идеи, вводя новые предметы, совершенствуя тематические планы и дидактические приемы. Школа становилась конвейером, дающим строго нормированные знания и навыки, необходимые для вступления в жизнь. По мере того как высшее образование становилось массовым, те же процессы шли и в университетах. Классно-урочная система образования неразрывно связана с изобретением печатного станка. Но эра Гутенберга закончилась с появлением компьютеров и Интернета. Трудно сказать, что придет этой системе на смену — вопрос решается прямо сейчас.
01.05.2012
· admin · Комментариев нет
Рубрики: Беседы о развитии, Публикации