Нужно или нет готовить ребенка к школе? (часть 1)
Существуют два мнения. Одни родители опасаются, что если не готовить ребенка к школе, он будет отставать от сверстников. Другие считают, что если ребенка к школе готовить, то в школе ему будет нечего делать.
Что определяет успешность ребенка в школе?
Когда моему ребенку было два года, я пошла учиться на психолога. Вначале меня больше интересовали вопросы поведения ребенка, а не проблемы образования. В курс обучения входили такие предметы как педагогическая психология и психологическая готовность детей к школе.
На занятиях по предмету педагогическая психология мы изучали принципы построения учебных программ в России и Европе. Идеологом Европейского образования можно назвать Жана Пиаже.
Он считал, что для успешного образования ребенка надо опираться на те системы мышления, которые созрели у ребенка к 7-ми летнему возрасту. Ребенок может и способен учиться сам, если занятия опираются на наглядно-действенное мышление, эмпирическое (через собственный опыт) познание мира. Поэтому в Европейском образовании в возрасте от 7-ми до 13-ти лет преобладают практические занятия. Наибольшее количество часов занимают творчество и музыка. Математика наглядная и дается медленным темпом. Западные дети отстают от наших в скорости прохождения точных предметов. И опережают в умении пользоваться словом, как письменно, так и устно. В способности генерации собственных идей.
Идеологом Российского образования является Л.С. Выготский с его «зоной ближайшего развития» (что ребенок неспособен сделать сам, он может выполнить вместе со взрослым). Обучение в российской школе строится на следующем уровне мышления — абстрактно-логическом. Этот тип мышления у 7-ми летних детей только начинает формироваться. То есть в Российской системе образования заложена постоянная помощь взрослого. Ребенок еще неспособен самостоятельно осмыслять ту информацию, которую дают в школе.
Когда мы изучали предмет психологическая готовность к школе, стало понятно, что для успешного обучения в российской школе необходимо, чтобы у ребенка сформировались следующие параметры:
- мотивационная готовность (позиция ученика, самооценка)
- воля или произвольность
- графические навыки (постановка руки)
- интеллект и мышление (развитие аналитических способностей)
- память
- кругозор и речевое развитие
- математика
- умение психологически справляться с неудачами
Что это такое?
Мотивационная готовность это внутреннее желание ребенка идти в школу для того, чтобы учиться. Для возникновения этого мотива ребенку необходимо иметь опыт успешного обучения, сам по себе он не складывается.
Произвольность это способность действовать по правилам, подчинение требованиям учителя. Выполнение задания потому, что надо. А не по принципу «хочется — не хочется».
Графические навыки — ребенок должен уметь писать печатаные буквы; выполнять графические узоры по образцу и под диктовку по клеточкам; раскрашивать, оставаясь в границах рисунка; выполнять штриховку; обводить по контуру; дорисовывать зеркальное изображение фигуры; уметь рисовать геометрические фигуры.
Память — для запоминания ребенок должен научиться пользоваться средствами для запоминания, применять для запоминания образы или логические связи.
Интеллект и мышление — ребенок должен уметь классифицировать (знать классы вещей окружающего мира: обувь, одежда, продукты, мебель, транспорт, геометрические фигуры и т.д.), делать обобщение по существенному признаку и объяснить, как он это сделал (умение находить «четвертый лишний»). Должно сформироваться сохранение количества и умение делать анализ по двум признакам («фигура и цвет», «размер и форма» и т.д.), умение строить логические цепочки, выделять правила построения цепочек и делать их продолжение. Должны сформироваться пространственные представления, перцептивное моделирование (составление целого из деталей), должна сложиться схема тела (пропорциональный слитный рисунок человека со всеми деталями).
Кругозор и речевое развитие – умение правильно пользоваться числительными (один лимон, два лимона и т.д.), знать детенышей домашних и диких животных, времена года (очередность, признаки и т.д.). Способность восстанавливать последовательность и делать описательный анализ по картинкам, описание картинки от общего к деталям. Ребенок должен знать стихи, сказки с умением пересказывать. У него должен быть развит фонематический слух и чистая речь и т.д.
Математика – умение считать от 1 до 10 и обратно. Уметь складывать и вычитать в пределах 10. Состав числа в пределах 10. Ребенок должен знать названия плоских и объемных геометрических фигур, решать и записывать простейшие примеры и задачи с математическими знаками «+», «-», «=», «<», «>»
Умение психологически справляться с неудачами — ребенок должен уметь продуктивно выходить из ситуации «неудачи» (для избегания возникновения школьного нервоза).
Некоторые школы, в добавление к вышеперечисленному, требуют слитного чтения и простейший звукобуквенный анализ слова.
Продолжение (От теории к практике)
18.05.2012
· admin · Комментариев нет
Метки: Обмен опытом · Рубрики: Беседы о развитии, Публикации