Нужно или нет готовить ребенка к школе? (часть 2)

От теории к практике

Получив психологическое образование, я поняла, что невозможно успешно пройти российскую школьную программу без грамотной подготовки к школе. Что является критерием успешного прохождения школьной программы?

Мои бабушка и дедушка учились в дореволюционной России. По окончании гимназии они свободно ориентировались во всех пройденных предметах. При желании могли эти предметы преподавать. Дореволюционное образование было разносторонним и ученики, помимо прекрасного знания родного языка, математики, истории и других общеобразовательных предметов, владели иностранными языками, рисовали. Умели петь, играть на музыкальных инструментах, танцевать.  Многие люди  сейчас могут похвастаться таким образованием? Обычно дети успешны в каком-то одном направлении.

Мне всегда хотелось, чтобы у моих детей был интерес к жизни и знаниям. Чтобы выбор профессии и занятий в жизни не ограничивался недостатком в знаниях.

Я была уверена, что если подготовить ребенка к школе как следует, то он сможет учиться самостоятельно. Готовить сына к школе я начала с 3-х лет.

 В настоящее время существует много пособий, которые помогают подготовить ребенка к школе. Учтите, что основным в занятиях с ребенком  является не работа с пособиями (теоретические знания), а практический опыт, действия, манипуляция с предметами. При работе с пособиями делайте акцент на то, чтобы ребенок не просто выполнял задания, а мыслил самостоятельно, объяснял свои решения. Помните: «неправильных» ответов нет, важен ход мысли ребенка. А если ответ Вас не устраивает, попросите ребенка предложить еще несколько вариантов. Поощряйте любую самостоятельную мысль ребенка — ведь только так он научится мыслить самостоятельно.

При подготовке к школе у моего старшего сына были две особенности. Первая: ему не нравилось рисовать и красить. Все, что касается «постановки руки», вызывало протест и отторжение. Я не сторонник насильственных мер. В конце концов, занятия должны приносить радость. Если ребенок что-то не хочет делать, я «захожу с другого конца». Не нравится рисовать карандашом? Хорошо — будем рисовать красками, мелками, перьями и тушью и т.д. Мы учились рисовать и «ставили руку» постепенно. Для этого сын занимался в изостудии с 3-х до 11 лет. При всех наших совместных стараниях к моменту поступления в школу, печатные буквы выходили коряво, да и штриховать/закрашивать получалось неважно, в результате страдали и письменные буквы.

У многих детей проблемы с почерком и аккуратностью письма вызваны высоким темпом  освоения навыка, требованием быстрой автоматизации, беспощадностью взрослых к любым ошибкам и опискам, игнорированием ими индивидуальных особенностей ребенка. Подобное отношение способно убить даже самую высокую мотивацию обучения.

Часто учителя и родители в подобных случаях заставляют детей переписывать работы, много тренироваться дополнительно. Что приносит больше вреда, чем пользы.  Детям нельзя писать больше определенного времени, для начала 20-30 минут в день. Усиленные занятия письмом вредят позвоночнику и суставам, приводят к негативному отношению к учебе.

Чтобы как можно меньше травмировать ребенка, избежать снижения интереса к обучению из-за большого количества письменной работы, требований к «правильному оформлению» и аккуратности, я целый год писала в тетрадках сына карандашом. А он уже обводил написанное ручкой (при этом он диктовал мне то, что я записывала. Я только помогала оформлять, задания он делал сам). Еще мы, используя кальку, обводили красиво написанные буквы и слова.  (Можно использовать прописи и копирку, копирка кладется между страницей прописей и белым листом, ребенок обводит уже написанные слова палочкой с заостренным концом). Также хорошо рисовать тушью на ватмане большие прописные буквы.  Такие занятия больше нравятся детям и приводят к лучшему результату.

Второе: были проблемы с чтением. Я не сторонник раннего чтения, оптимально начинать учить ребенка читать после 5,5 лет. Начиная с этого возраста, ребенок  может не просто механически читать, а и понимать то, что он прочёл. При обучение чтению у нас обнаружились «пространственные дефекты» — ребенок при чтении переставлял слоги.

Когда обнаруживаются пространственные дефекты (ребенок переворачивает буквы и цифры в пространстве, «зеркалит» при письме и т.д.), обучение чтению нужно отложить до 7-ми летнего возраста. Самый легкий путь при коррекции такого дефекта — обучение игре на фортепиано. За два года занятий пространственные дефекты полностью уходят.

Мы с 6-ти лет начали учиться игре на фортепиано. А чтение отложили до 7. В результате к 7,5 годам мой сын уже читал со скорость 100 слов в минуту.

Итог: с 3 лет мы занимались в изостудии, направленной подготовкой к школе. С  4,5 добавились логопедические занятия. С 5 лет — английский язык. С 6 лет занятия фортепиано и бассейном. С 7 лет шахматы. Все эти занятия шли в дополнение к саду, который ребенок посещал с 4,5 лет.

Наша совместная работа позволила выдержать большой конкурс и поступить в одну из самых сильных школ Москвы.

Продолжение следует.

24.05.2012 · admin · Комментариев нет
Метки:  · Рубрики: Беседы о развитии, Публикации