Мой ребенок — дислексик
В современном мире более 20% детей — дислексики. Дислексия (одно из определений) это вид специфического нарушения обучения, имеющий неврологическую природу. Она характеризуется неспособностью быстро и правильно распознавать слова, осваивать навыки письма и чтения. Как следствие, возникают нарушения понимания текста, дефицит читательского опыта и словаря. В нашем центре мы часто сталкиваемся с детьми-дислексиками. Коррекция дисграфии и дислексии наиболее успешна на раннем этапе ее развития. Профилактика дислексии – еще более эффективная мера, ведь профилактика всегда лучше, чем лечение. Если ребенок ходит к нам на занятия с года до школы, то для родителей, такая особенность ребенка пройдет практически незамеченной.
Как это было у нас
Когда моему сыну исполнилось 2 года, я решила получить второе высшее образование и стать психологом. Мой ребенок буквально с первых дней жизни проявлял незаурядные способности. Он рано научился стоять, ходить, практически не ползал. Хорошо говорить он стал с 1 года 5 месяцев. Обладал фантастической памятью. К двум с половиной годам запомнил на слух стихотворение «Бородино» за 2-3 прочтения. Любил пазлы и конструкторы. Собирал очень сложные схемы, легко обходился с маленькой отверткой и винтиками. С 3-х летнего возраста он начал существенно опережать своих сверстников. К 6 годам самостоятельно выучил таблицу умножения и мог легко складывать двухзначные числа в уме. С 3-х лет мы учились читать по карточкам Зайцева (теневой профиль животного и слово). Через полгода он знал все 150 карточек наизусть. Что касается подготовки к школе, то интеллектуально он был полностью готов начать учиться к 5,5 годам. К этому возрасту логопед в детском саду уже выучил с детьми буквы. Именно тогда мы начали учиться читать.
Только тут я поняла, что мой ребенок — дислексик. Конечно, многие симптомы проявлялись и раньше. Но они не складывались в цельную картину. Как начинающий психолог и поклонник гуманистической психологии, при возникновении трудностей у ребенка я старалась сразу придумать способ, как выйти из положения. Вот наиболее характерные «трудности» с которыми пришлось столкнуться.
Одевание
К 4-м годам большинство детей уже способны одеваться самостоятельно. Они сами ориентируются в одежде. Знают, что и в каком порядке одевать. У моего сына вид лежащей одежды вызывал слезы и отказ от одевания. Не вдаваясь в подробности, что так его расстраивает, мы вместе сделали «карту одевания» и повесили ее над кроватью. На карте картинками был показан порядок одевания. В добавление к карте мы вместе отбирали одежду и раскладывали вещи на кровати в нужном порядке. Надо отдать должное сыну — за месяц он научился одеваться самостоятельно.
Прыжки через скакалку
Завязывать шнурки мы учились почти полгода. А вот прыжки через скакалку сын освоил только в старших классах. Когда учитель физкультуры начальной школы прощался с нами, он сказал, что это первый случай в его жизни, когда ему за 4 года не удалось научить ребенка прыгать через скакалку.
Рисование и письмо
Практически до самой школы он не мог закрасить фигуру (даже самую большую) не вылезая за края рисунка. Рисования кружочков и овалов не удавалось. Все, что касалось навыков письма, получалось кривым и неровным. Никак не удавалось совладать со строчкой и клеткой, обвести фигуры по контуру. Штриховка не получалась до 3-го класса.
Координация в пространстве
У детей-дислексиков часто странная координация. Им трудно сориентировать свое тело в пространстве. Воспитатели в детском саду могут принимать такое поведение ребенка за саботаж и упрямство (так было в нашем случае, когда сыну было всего 3,5 года; к счастью, из того сада мы быстро «сбежали»). В коллективных заданиях, когда детям на скорость нужно собрать предметы с пола, мой ребенок не успевал даже повернуться в нужную сторону — не то, что начать собирать эти предметы. Когда его звали с одной стороны, он нередко отправлялся в противоположную, т.к. не сразу понимал, куда нужно идти.
При этом он обладал абсолютным слухом. В 6 лет легко на слух подбирал на фортепиано практически любую мелодию. Сочетание незаурядного интеллекта и дислексии еще очень долго приносило ему множество упреков со стороны учителей. Они непременно воспринимали такую особенность ребенка как лень и саботаж.
Вернемся к чтению. Едва мы начали учиться читать, как оказалось, что мой ребенок не может отличить слог ОН от НО. Т.е. для него эти слоги выглядели одинаково несмотря на разный порядок букв. Более того, если каким-то образом ему удавалось прочесть слог правильно, то теперь слоги менялись местами. Вместо небо могло быть боне или обне. Мне понадобилось много времени, чтобы научить его писать буквы и цифры.
Как можно преодолевать эти трудности?
Как-то я занималась с одной девочкой 6-и лет. У этой девочки были проблемы в обучении письму, очень похожие на трудности, которые пришлось преодолевать моему сыну. А вот читала она хорошо.
В силу обстоятельств, я перестала с ней заниматься и она стала заниматься с другим психологом. Чтобы научить ее обводить фигуры по контору, ей давали специальные задания: несколько одинаковых фигур сложной конфигурации, повернутых вокруг своей оси с неясными контурами. Требовалось выбрать одну из них и обвести.
На мой взгляд, подобные задания хороши только для взрослых людей проходящих реабилитацию после инсультов и других травм мозга. Для дошкольников, особенно если такие задания вызывают трудности, выполнение таких заданий приносит скорей разочарование и понимание собственной неполноценности, чем пользу. Таким детям трудно обводить по контуру любую фигуру. Я считаю, что в дошкольном (и младшем школьном) возрасте крайне вредны занятия по типу «тяжело в учении — легко в бою». Они ломают личность ребенка, а не закаляют его характер. Причем навыки от таких заданий если становятся лучше, то совсем незначительно.
Что же делать? Ребенок, испытывающий трудности, достаточно скоро понимает, что есть то, что у него плохо получается. Как всякий нормальный человек, он старается избегать неудач. И здесь взрослые должны быть особенно деликатными, чтобы трудности в обучение не превратились бы в комплекс неполноценности. Давление со стороны взрослых, даже мягкое, постепенно лишает ребенка собственного мнения и воли, порождает апатию и потерю интереса. Такой ребенок перестает доверять самому себе.
Чтобы улучшить координацию ребенка для начала нужно начать с ним ползать (и неважно сколько ему лет — в моей практике я ползала вместе с 12 летними детьми), очень важно заниматься кинезиологией и пальчиковой гимнастикой (купить книжку или найти упражнения в интернете). Занятия фортепиано (лучше всего с 6-ти лет) помогут развить межполушарное взаимодействие. Все вышеперечисленное поможет преодолеть трудности и в чтении.
Чтобы ребенок запомнил правильную ориентацию в пространстве цифр и букв над ними нужно работать особым образом: нарисованные крупные цифры или буквы можно обводить пальцем, выкладывать пуговицами (или марблс) по заранее нарисованному контуру, писать пальчиками и палочкой на мокром песке. Вырезать большие цифры и буквы из бархатной бумаги и проводить пальчиком от «носика» к «ножкам», лепить их из пластилина и теста. Превращать нарисованные цифры и буквы в различные предметы и животных (например букву «Б» превратить в белку и т.д.) То есть делать образы цифр и букв яркими и запоминающимися.
Пример: При чтение ребенок путает в слогах буквы Г и Т Я прошу придумать способ как ребенок будет их различать. Например, ребенок решает буква Г напоминает недорисованный треугольник, а Т стол. После такой придумки все слоги он читает правильно.
Для запоминания слогов мы используем карточки Зайцева. В них ударный слог выделен черной краской. Детям легко запомнить слоги, входящие в понятные и конкретные слова. Из карточки: заяц запоминаем «за», корова «ро» и т .д.
Трудности письма
Обычно детей с такими трудностями видно с трехлетнего возраста: они плохо держат карандаш. С такими детьми нужно начинать рисовать пальцами, затем кистью, затем пастелью. Закрашивать фигуры начните кисточкой, затем пастелью. Рисовать круги учите, давая пастель в обе руки: пусть просто совершает ими круговые движения. Рисуйте и обводите большие контуры вначале пальчиковыми красками, затем кистью, затем пастелью. Для профилактики возможных трудностей, рисуйте с детьми с года пальчиковыми красками. Очень полезно красить пальцами объемные фигуры — для этого подойдут пластиковые и резиновые игрушки.
Как можно раньше начните ходить в кружок ИЗО (урок и преподаватель должен нравится ребенку!!!)
Идем в школу
Как показывает мой опыт, даже если Вы много и качественно занимались с ребенком, полностью дислексия к школьному возрасту не уйдет. Когда мой сын пошел в школу, дислексия проявила себя в следующих вещах.
Чтение и письмо
Благодаря нашим занятиям мой сын к 7,5 годам читал со скоростью 100 слов в минуту. Но навык письма был далек от совершенства. Надо сказать, что нам повезло. В первом классе нас учили писать с помощью альбома с листами кальки: под лист кальки кладется лист с идеально написанными буквами и ребенок повторяет буквы на кальке. Хуже дело обстояло с математикой. Клетка не слушалась, столбики не получались. Учителя часто просили переписать работу. Если говорить честно, мне удалось всего один раз уговорить сына переписать работу. Он действительно очень старался. Вот только результат переписывания навсегда отбил у меня охоту просить его что-либо переписать вновь. Я поступила следующим образом: весь первый класс я писала все домашние работы за сына карандашом, а он обводил написанное. Хуже дело обстояло с дневником. Заполнять дневник он научился, только к 6 классу. Все записи в дневнике сваливались со строчек, залезали на отметки, предметы перепутывались. Зато с каким удовольствием завуч начальных классов тыкал в меня этим дневником на всех родительских собраниях!
Хочу объяснить: ребенок-дислексик просто не в состояние писать красиво. Такие дети часто просто забывают правильное написание букв и их соединений. Из-за этого они пишут медленно, очень напряжены. А ведь еще нужно помнить про конец строчки, чтобы за него не заступить. К концу урока ребенок настолько измучен, что вообще не разбирает, что и где он пишет.
Учителя очень удивлялись, что в последней строчке сын делал все возможные ошибки. Это, по их мнению, свидетельствовало о его безграмотности. Я занималась формированием грамотности с самого раннего детства. Как слова пишутся правильно мой сын мог ответить, даже если его разбудить его ночью. Однако этот довод, приводимый в его защиту, не принимался во внимание. В то, что у него абсолютная грамотность учителя поверили только в 8 классе. Когда его навыки письма стали соответствовать возрасту — именно к этому времени он научился писать аккуратно и красиво.
Изложение
К 4 классу сын не мог писать изложение. Причина опять была в дислексии. Дислексики часто не могут выделить главную мысль в произведении. Однако, мой сын хорошо пересказывал любой текст. Обладая феноменальной памятью, он пересказывал рассказ, заменяя несколько слов синонимами J
Проблема возникала, если его просили озаглавить прочитанный текст. Обычно он давал название по первому пришедшему в голову слову из текста, чем повергал учителей в шок. Так, например, в тексте была речь о том, как дети посетили зоопарк и каких они видели в зоопарке животных. Логичнее всего было назвать текст «как мы были в зоопарке» или что-то в этом духе. Сын называл его «Суслик». Я спрашивала: почему «Суслик»? «Но ведь дети видели суслика!» — был его ответ.
Полагаю, нет нужды говорить, что такой ответ вызывал у учителей недоумение.
Написание изложения это довольно сложный навык. Дам несколько рекомендаций. Когда ребенок научится быстро читать, продолжайте просить его читать вам произведение вслух. Не дочитывая произведения до конца, попросите придумать, как закончить рассказ. Пусть вначале будет получаться неуклюже, не беда. Хвалите ребенка и продолжайте сочинять. Придумывайте вместе альтернативные концовки произведений. Как только ребенок научится писать печатными буквами, можно научить вести его дневник, где он будет записывать и зарисовывать произошедшие с ним события.
В пятом классе полгода мы делали следующее упражнение. Для него подойдут учебники вроде истории и обществознания. Прежде чем читать параграф, открываете вопросы. Ребенок ищет ответы на вопросы в тексте, просматривая его «по диагонали», не читая текст целиком. Только после того, как ребенок ответил на все вопросы, он читает параграф целиком и затем пересказывает прочитанное. Это поможет ребенку научиться структурировать полученную из текста информацию.
Вместо заключения
Мой сын в 7-м классе занял 3-е место в Московской биологической олимпиаде для 8-х классов. Занимал 1,2,3 места на городских олимпиадах по биологии, химии, физике, математике. Стал призером Всероссийской олимпиады по физике. Мы окончательно победили дислексию к 8-му классу.
Наши дети талантливы. Мы должны верить в их дар, помогать и поддерживать их. Старайтесь всегда принимать сторону своего ребенка, верить ему, разбираться в тех сложностях, которые перед ним возникают, вместе искать способы их преодоления. Дислексиками были: Альберт Эйнштейн, Ганс Христиан Андерсен, Уолт Дисней, Леонардо Да Винчи, Петр I и многие другие известые люди.
Дислексия — это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения.
Фонематическая дислексия
Фонематическая дислексия наиболее распространена у младших школьников. Она связана с недоразвитием функций фонематической системы. Одна фонема отличается от другой множеством смыслоразличительных признаков (например твердость — мягкость; звонкость — глухость; способ и место образования и т.д.) Изменение одной из фонем в слове (косы — козы; дом — том — ком) или изменение последовательности (липа — пила) приводит к изменению смысла.
Чаще всего ребенок с этой формой дислексии смешивает на слух звуки, отличающиеся одним смыслоразличительным признаком (ц-с; с-ш; ж-ш).
Отмечается также:
- побуквенное чтение;
- искажение звукослоговой структуры слова (пропуски букв, вставки, перестановки звуков, слогов.)
Семантическая дислексия
Семантическая дислексия (так называемое механическое чтение) проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении. Нарушение понимания прочитанного обусловлено двумя фактами: трудностями звукослогового синтеза и нечеткостью представлений о синтаксических связях внутри предложения (когда слова в процессе чтения воспринимаются изолированно, вне связи с другими словами предложения).
Аграмматическая дислексия
Чаще всего наблюдается у детей с системным недоразвитием речи. При этой форме дислексии наблюдается:
- изменение падежных окончаний и числа существительных («у товарищах»);
- неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного («интересное сказка»);
- изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени.
Оптическая дислексия
Проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графических букв. Смешиваются буквы, отличающиеся лишь одним элементом (В-З; Ъ-M); буквы состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (Т-Г; Р-Ь; П-Н-И).
Мнестическая дислексия
Эта форма дислексии проявляется в трудности усвоения букв. Ребенок не знает, какая буква соответствует тому или иному звуку.
(Материал взят с сайта: http://www.24farm.ru/psihiatriya/disleksiya/)
06.11.2013
· admin · Комментариев нет
Рубрики: Беседы о развитии, Чем мы отличаемся от других, Элитное образование