Чем мы отличаемся от других
Часть 5: Дискуссионный клуб и эксперименты
Помимо подготовки к школе, у наших воспитанников есть еще два особо любимых предмета: эксперименты и занятия в дискуссионном клубе.
Эксперименты
Конечно, самым любимым для детей и поражающим их воображение являются эксперименты. Это интересный и естественный способ познания окружающего мира. На занятиях дети своими руками делают краски (растительного происхождения), различные летающие аппараты, заводные механизмы. Изучают свойства воздуха, воды, разных металлов. Наблюдают явление магнетизма, ставят химические опыты и делают многое другое. У них формируется не только наблюдательность, аккуратность и усидчивость, но и развивается пытливость ума.
Дискуссионный клуб
Не менее важным являются занятия в дискуссионном клубе. Традиционно интеллектуальные занятия с дошкольниками принято проводить следующим образом:
Взрослый (педагог) дает детям заранее подготовленное задание. На логику — продолжить логическую цепочку; на математику — решить пример; на занятиях по окружающему миру ребенку предлагают усвоить набор уже открытых кем-то закономерностей, правил, знаний. То есть заранее дается эталон который ребенок должен воспроизвести. Считается, что чем успешнее ребенок его воспроизводит, тем успешнее идет обучение ребенка.
Мы строим занятия ровно наоборот: детям раздается материал и они уже сами придумывают, как его использовать. При этом, самым важным является процесс обсуждения того, как все делалось и что (и почему) получилось. Взрослый (педагог) при этом — помощник. Он может только задавать вопросы, чтобы помочь детям сформулировать свою мысль. И здесь не существует «правильных» и «неправильных» ответов — взрослый ответов не дает. Он задает общий курс занятия, конкретные шаги придумывают сами ученики.
Приведу пример одного из таких занятий: Детям раздают счетные палочки — каждому по 6 штук. Они тут же придумывают им массу применений: выкладывают различные фигуры. Я задаю вопрос: «Всем ли достаточно палочек?» Кто–то говорит, что нет. «А что ты хочешь сложить?» — спрашиваю я. Ребенок, например, говорит: «Кораблик». «Сколько тебе еще нужно палочек?» Ребенок, подумав, называет. Я даю еще палочек. Ребенок проверяет сам – достаточно ли теперь палочек, чтобы сделать кораблик. На собственном опыте он убеждается в верности своего предположения. «А если я у тебя заберу теперь две палочки, как ты думаешь, у тебя получится придумать другой корабль?» — спрашиваю я. И т.д. Когда дети наиграются в свои собственные идеи, я предлагаю им собрать картинки, которые, по их мнению, имеют отношение к математике. Например, подумать, что они хотят получить и придумать разные способы получения. «Соберите, сколько сможете, квадратов (или треугольников)» и т.д. Периодически мы делаем паузы, когда дети могут сравнить свою работу с работой других. Обсуждаем, кто что сделал.
Здесь не дается оценок. Дети постепенно, урок за уроком, сами придумывают все известные «головоломки со спичками». При этом создают этот мир самостоятельно.
Пример на понимание классификации. Детям дают набор перемешанных карточек по разным темам: цветы, одежда, краски, фигуры, люди и т.д. Первая задача: разделить карточки так, чтобы у всех было поровну. Дети несколько раз раскладывают, пересчитывают, опять собирают карточки вместе пока, наконец, сами не найдут способ разделить их поровну. Затем каждый должен придумать способ разложить свои карточки. Ограничений нет. Главное – объяснить придуманный способ. Дети пытаются разложить вначале на две группы, объясняя как они рассуждали. Затем кто-нибудь подает идею разложить на три группы и т.д. На последнем этапе все карточки вновь объединяются и дети совместно изобретают способ, как их разложить и вместе придумывают объяснение. В результате дети открывают для себя способ деления вещей и предметов окружающего мира на классы, группы и т.д.
Мы проводим занятия на различном предметном материале и по разным темам: по математике, логике, русскому языку, сочиняем истории. Дети учатся самостоятельно ставить себе задачи, задавать вопросы, рассуждать, обобщать.
Есть такая поговорка, что непрочувствованные знания это всего лишь слухи. На занятиях в дискуссионном клубе и экспериментах дети превращают слухи в уверенные, прочувствованные знания.
08.10.2013
· admin · Комментариев нет
Рубрики: Беседы о развитии, Чем мы отличаемся от других, Элитное образование