Чем мы отличаемся от других

Общение и развитиеЧасть 4: Общение и развитие

 По-настоящему дети становятся умными, если общение с окружающими миром и взрослыми даёт им пищу для размышления и поиска ответов. Дети задают множество вопросов и мы, взрослые, пытаемся удовлетворить их природную любознательность. Мы ищем информацию в энциклопедиях, интернете и т.д. Помогаем ли мы таким образом детям понять то, что их интересует?
Из собственного опыта обучения мы знаем, что лучше всего понимаем и запоминаем то, что узнали и обдумали самостоятельно. А ещё лучше, если объясняли это кому-то. Можно ли применить этот подход к детям?
Пример: Моя 11 летняя дочь подошла ко мне с вопросом: Люди испытываю на себе атмосферное давление. Почему, когда они заходят в помещение крыша дома не уменьшает этого давления? (Это очень хороший вопрос, на мой взгляд, его полезно было бы задавать детям на уроке физики) Мне хотелось, чтобы ребенок сам догадался в чем дело. Я спросила ее, знает ли она, что происходит с давлением воздуха внутри подводного водолазного колокола, когда его опускают на глубину? Она ответила, что давление в нем возрастает. Тогда я спросила, за счет чего это получается? Подумав, она сообразила, что вода давит на воздух и тот сжимается — давление увеличивается. А если бы мы опускали герметичную камеру? Давление не меняется. Ведь космонавты летают в космосе и давление внутри корабля остается, — догадалась она.
Этот пример помог ей понять, в чем дело и она самостоятельно сделала выводы.
Итак, Вы наверное догадались, что развиваться и понимать природу вещей детям больше помогают правильно поставленные вопросы, чем подуманные за детей ответы взрослых.
Когда малыш спрашивает вас о чем–то, не спешите отвечать сразу. Вначале поинтересуйтесь, есть ли у него собственное мнение по данному вопросу? Любое, даже самое абсурдное на ваш взгляд мнение стоит похвалить. Только так ребенок почувствует ценность своего собственного суждения.
Поинтересуйтесь, откуда ребенок это узнал или как эта мысль пришла ему в голову?
Такими вопросами Вы учите его рассуждать и аргументировать.
Признайте правоту его рассуждений и спросите, хочет ли он узнать ваше мнение по этому вопросу? Если вы не можете сразу ответить на понятном для ребенка уровне, возьмите перерыв. Скажите, что его вопрос интересен и Вы должны подумать над ним и обязательно вернетесь к нему . Вернутся в этом случае нужно обязательно. Если вопрос носит философский характер, то мнение можно спросить у всех членов семьи, и предложить ребенку самому выбрать то мнение, которое больше ему подходит.
Не все на все вопросы детей нужно давать научно выверенные ответы. Позвольте детям оставаться в детском сказочном мире. Ведь фантазия в дошкольном возрасте гораздо важней, чем энциклопедические знания.
Пример: когда дочери было 4 года, она спросила, откуда на небе берутся гром и молния? Я ответила: «Наверное, у тебя есть этому явлению собственное объяснение?» Она очень обрадовалась, что ее спросили, и радостно выдала целую историю про великанов, которые живут там, наверху. Я ее поддержала и сказала, что она прекрасно все объясняет и ее версия имеет право на существование.
Детям просто необходимо, чтобы вокруг жили сказки, ведь это и есть детство. Поэтому то, что ребенок не в состояние понять в силу своего опыта и возраста, лучше оставлять в форме его собственных сказок и историй.

29.09.2013 · admin · Комментариев нет
Рубрики: Беседы о развитии, Чем мы отличаемся от других, Элитное образование