«Высшее образование в России. Что с ним не так?»

После просмотра видеоролика на YouTube «Нужен ли вам универ?«Здравствуйте, Максим!

Посмотрели Ваш ролик про образование. Мы, наверное, одними из первых пытались запустить альтернативное образование в России, ещё в 2006 году.

Тогда народ воспринял это не очень, сейчас бОльшие подвижки в этом направлении.

В советско-российской системе образования с самого начала лежит главное противоречие. Её идеологом является Лев Выготский, с его «зоной ближайшего развития» — «То, что ребенок не может сам, он может вместе со взрослым». Т.е. ребёнок изначально неразумное существо, взрослый знает лучше, он полностью направляет ребёнка. Программа строится на наглядно-образном мышлении, которое у семилетних детей только начинает формироваться.

Чтобы ребёнок был успешен, обучаясь по этой программе, ему необходима очень серьёзная подготовка к школе, дать которую может только грамотный психолог, начав готовить ребёнка к школе не позднее 3-х лет. Необходимо, чтобы у ребёнка сформировалось сохранение количества, выделение существенных признаков, обобщение, классификация, количество и разрядность числа, позиция ученика и т.д. За 20 лет работы мы не встретили ни одного ребёнка, у которого всё это сформировалось само собой. Если ребёнок не готов к школе, то постепенно начинает формироваться отставание по тем или иным предметам. В процессе обучения работает зубрёжка, семантический и физический смысл образовательных предметов не усваивается. В результате, к окончанию школы, большинство учащихся не усваивают базовых математических понятий. Не могут пройти тест на сформированность навыков чтения, т.е. прочитанное ими усваивается на поверхностном уровне. Однако программа в сильных ВУЗах рассчитана на «второе прочтение». Т.е. если студент заранее интересовался высшей математикой и физикой, он их усваивает, если нет — опять зубрёжка, физический смысл опять оказывается за бортом. Ещё нужно отметить тот факт, что префронтальная кора, отвечающая за усвоение математических и физических формул, формируется только к 20 годам. В США большинство студентов начинают учить физику только в институте, а в школе преподают предметы, связанные с экспериментами и физическими опытами.

Печально, что сторонники альтернативного образования не меняют сам подход к формированию мышления у детей, он остается по-прежнему как у Выготского. Радует, что меняется отношение к детям.

Большинство родителей напуганы сложностями школьного обучения и отдают детей на подготовку к школьным педагогам. Программа и так рассчитана на очень зрелого ребёнка, а педагоги для «облегчения» участи детей начинают запихивать её в голову пятилеток. Вместо развития вгоняют детей еще в больший ступор. Не имея представления о смысле российской образовательной программы, взрослые зачастую требуют от детей невозможного… Родители (и школа) обвиняют детей в лени, а это проблема концепции построения программы обучения.

Если оставлять парадигму Выготского, то нужно начинать грамотное обучение детей с 3-х лет. Или менять саму парадигму.

Есть, конечно, дети, для кого подходит такая система. Наш сын сейчас продолжает обучение в аспирантуре и преподаёт в Принстоне. Высшее образование — физический факультет МГУ. Он через систему нашего образования прошел успешно. Вот только мама у него – нейропсихолог 🙂

Вы поднимаете очень правильные темы. Если продолжите заниматься образованием, давайте объединим усилия.

С уважением,
Дарья и Дмитрий Суховы.

11.09.2020 · admin · Комментариев нет
Рубрики: Беседы о развитии