В МГУ в 9 лет: дрессировка или развитие?
Нам задали очень хороший вопрос про нашумевший случай 9-ти летней студентки МГУ Алисы Тепляковой: Алиса Теплякова — вундеркинд? Что это – развитие или дрессировка? Давайте вместе разберемся.
Видеоверсия материала: https://www.instagram.com/p/CUpCEEFjEaO/
Я абсолютно согласна с папой Алисы, что наше образование просто скатилось в ряд формальных требований по прохождению школьной программы. Смысл обучения в школе исказился. Вместо знаний непрерывно дается информация. Если такой подход не исправить, то дети, формально закончившие школу в весьма юном возрасте, будут появляться всё чаще. Чем отличаются знания от информации?
Знания формируют мышление ребенка, позволяют ему мыслить на качественно новом уровне. Самому ставить себе задачи и находить решения Развивающее обучение формирует абстракное мышление: понятия, суждения, умозаключение. Операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Только осмысленная, прочувствованния и усвоенная с учетом возраста информация может стать знаниями. Надо помнить еще о том, что систему знаний в своей голове формирует сам ученик, никакой самый лучший педагог или репетитор сделать это не может. Ребёнок сам должен хотеть научиться и осознано работать над этим. Желание и выбор учащегося является обязательными условиями интеллектуального развития ученика.
Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный…
Мишель де Монтень
Как 9 женщин не могут за 1 месяц родить ребенка, так и абстрактно – логическое мышление не может сформироваться к 8 – 9 годам. Срок его формирования – 14 — 15 лет, а еще есть префронтальная кора (необходимая для усвоения физики и химии), которая созревает не раньше 20 лет.
Мой сын родился вундеркиндом. Поэтому мне на собственном сыне (помимо 25-ти летнего опыта практической работы с детьми) известно, как «чудо-дети» выглядят и ведут себя в жизни.
Вундеркинды с самого раннего детства очень любят собирать информацию по интересующим их темам и готовы без остановки делиться этой информацией со всеми окружающими. Насколько Алиса готова?
Из всего, чем она хочет поделиться – только количество прочитанных страниц. А вот как делится знаниями с окружающими вундеркинд.
Темы, которые интересуют ребёнка, проработаны очень глубоко. И ему практически безразлично, в какой форме он получил свои знания. Ребёнок погружён в сам предмет своего интереса. А как рассказывает о том, что она узнала Алиса?
Мой сын, например, по собственной инициативе в 3-м классе выучил наизусть учебник по неорганической химии. И если его попросили бы написать какую-нибудь формулу, он замучил бы вопросами: про что писать про металлы или газы и т.д Он не просто спашивал бы, а сразу развернуто сообщал всё, что ему в это время пришло на ум о металлах или других элементах. Остановить этот поток было просто невозможно. Каждый его рассказ выглядел вот так.
Папа Алисы утверждает, что вопрос о прочитанном – стресс для ребенка.
Но именно грамотными вопросами взрослый развивает ребенка, помогает осмыслить информацию и перевести её в знания. А для вундеркиндов вопросы это всегда лучший подарок. Это шанс выдать всю информацию, которая в нём кипит.
Как на вопросы (пример1, пример2) отвечает Алиса?
Для вундеркинда вопрос о книгах тут же превращается в поток информации из книги о которой спрашивали и меньше всего его будет интересовать, сколько страниц в этой книге. Движущая сила вундеркинда – это сами знания, желание все понять.
Движущая сала Алисы – одобрение родителей, поэтому во время всех интервью, отвечая, она не смотрит на ведущего, а смотрит на отца и ждет от него одобрения.
Родители Алисы утверждают, что просто не хотели тормозить у ребенка процесс познания. Скажите мне откуда ребенок знает, что ‘идти дальше’ это осваивать школьные предметы по программе? Почему не пойти вширь и вглубь? Заняться музыкой, живописью и лепкой. Иностранными языками. Как следует разобраться в мире животных и растений и т.д. Найти интерес ребенка? Или вы действительно считаете, что поверхностный уровень школьной программы сделает его образованным человеком?
Приведу пример с моим сыном: он выполнял задание по окружающему миру, 2-й класс. Всем известно, что этот предмет обо всем и не о чем, «галопом по Европам»… Он начал читать параграф и нашел в нем слово ‘климат’, решил разобраться, весь вечер о читал энциклопедии, пытаясь узнать всё о климатах нашей планеты, от чего они зависят, где встречаются. Вернувшись с работы, я увидела следующую картину: ребенок весь в книгах и атласах сидит на полу полностью погруженный в свои занятия. Еле уложили спать! Параграф он так не дочёл. На следующий день возвращается с двойкой по «Окружающему миру». Позвонила учителю, привожу слова дословно: «Ваш ребенок чего только не знает, только не знает того, что нужно!» Её совсем не интересовало, что ребенок потратил на окружающий мир не 15 минут, а 3 часа и в результате мог выступить с научным докладом о климате.
В 5-м классе эти знания позволили выиграть Московскую олимпиаду по естествознанию. За отказ от формального подхода ребенок рискует получить двойку, однако в перспективе именно этот подход позволяет приобрести знания. Подобное повторялось и в дальнейшем с дугами предметами. Единственное, что спасало и помогало идти своим курсом это поддержка родителей и победы на городских и всероссийских олимпиадах по биологии, химии, математике, физике. Такой подход позволил ему вырасти серьезным учёным и после МГУ продолжить научную деятельность по теоретической физике в аспирантуре Принстонского университета.
Предметы в школе нужны для формирования определенных аспектов мышления. Например, математика формирует логику. Чтение художественный литературы – эмоции, рассуждения, умение вставать на позицию другого человека. История – временную перспективу. Физика и химия – представлять модель мира. География – пространственные преставления и т.д. Только в определенном возрасте мозг ребенка будет готов к такому типу мышления. Количество переходит в качество только при наличии определенных условий, интеллектуальной, мозговой и физиологической зрелости.
Вот как Алиса рассказывает про то, что ей действительно интересно.
Подводя итог, предлагаем вам самостоятельно ответить на вопрос: вундеркинд ли Алиса и чем является процесс «обучения» детей в семье Тепляковых.
Вам выбирать: развивать или дрессировать своих детей. Дрессировка оставляет информацию в голове ребенка в количественном виде. Именно поэтому для Алисы важно сколько раз она прочла книгу, сколько страниц в учебнике или сколько лекций по счету она прошла за сегодня.
Развитие — это всесторонний и глубокий интерес самого ребенка. И измеряется знаниями, которыми человек пользуется всю жизнь!
психолог Дарья Сухова
05.10.2021
· admin · Комментариев нет
Рубрики: Беседы о развитии