Раннее развитие ребенка (продолжение)

Сухова Дарья Сергеевна

Начало темы

Тема

Недавно у меня был разговор с мамой 3,5-летней девочки. Она очень удивилась, когда мы отказались заниматься с ее ребенком изучением букв и чтением, предложив взамен другие занятия. На мой вопрос, почему она хочет учить ребенка этим навыкам в столь раннем возрасте, был дан ответ, что у всех современных родителей дети осваивают буквы в 2 года, а послоговому чтению их учат уже с 3-х лет… Многие родители опасаются, что если не начать обучение буквам и чтению в столь раннем возрасте, то в дальнейшем их ребенок будет отставать от сверстников, которых этим навыкам обучали и окажется в проигрыше. Но это не так. Как же обстоят дела с ранним развитием детей на самом деле?

Из опыта

Приведу слова доктора психологических наук, профессора Сиротюк А.Л. (книга «Коррекция развития интеллекта дошкольников»):

 Хотелось бы предупредить родителей об опасности чрезмерно раннего (до пяти с половиной лет) обучения чтению, письму, математике, иностранному языку, шахматам, музыке по нотам, игре со сложными электронными устройствами. Может произойти ранняя и неправомерная стимуляция развития левого полушария головного мозга в ущерб правому — образному, творческому. В возрасте до шести лет должно доминировать именно образное мышление. Буквы, цифры, ноты, схемы вытесняют образы, подавляют образное мышление. Кроме того, раннее обучение может спровоцировать невроз.

Можно понять желание родителей начинать обучение детей все раньше и раньше. Каких-то 10 лет назад самыми маленькими учениками были дети 3-х лет. Теперь же родители начинают водить на развивающие занятия детей, не достигших и года. Так когда и чем нужно заниматься с ребенком?

Когда же начинать развивающие занятия с детьми?

Один из самых часто задаваемых вопросов: «С какого возраста нужно начинать водить детей на занятия?» В нашем клубе в группах раннего развития обычно начинают заниматься с года. Хотя тут, конечно, многое зависит от ребенка и его родителей. Некоторые дети успешно ходят на занятия и с 10 месяцев. Но главный вопрос не в каком возрасте начинать занятия, а чем заниматься на таких занятиях? Занятия должны проводить грамотные педагоги, лучше всего педагоги-психологи. При этом недостаточно, чтобы они были просто добрыми и внимательными людьми. Они должны хорошо знать возрастные требования (что должно быть сформировано у детей в этом возрасте), разбираться в возрастных особенностях детей и хорошо знать, что они хотят сформировать у детей, давая им различные задания. Хочу обратить внимание на некоторые очень важные моменты при проведении развивающих занятий с малышами.

Развитие общей моторики

Самым важным для детей до 3-х лет являются упражнения на общую моторику: дети должны ползать, прыгать, удерживать равновесие и др. Для таких занятий существуют всевозможные сенсорные материалы. Это формирует пространственное мышление, позволяет в дальнейшем избежать различных пространственных дефектов таких, например, как написание букв и цифр в противоположную сторону (т.е. зеркально).

Работа с развивающим материалом

У нас в группах раннего развития дети занимаются вместе с родителями. Бытует мнение, что педагоги, зачастую просто не знают, чем заняться с малышами, вот и используют родителей. Однако, когда родители занимаются вместе со своими малышами, это позволяет им лучше понять, что важно для развития ребенка, как помочь ему раскрыть свои способности. Ребенок сам является инициатором своего развития. Нужно  идти за ребенком, поддерживая его собственный интерес, ставя ему новые задачи и, постепенно, усложняя их. При этом, повторюсь, очень важно поддерживать и сохранять исследовательскую деятельность самого ребенка.

Многие предпочитают проводить развивающие занятия по книжкам и пособиям. Однако, для малышей самым важным являются действия и манипуляции с предметами и игрушками. Картинки не помогут развить исследовательскую деятельность у ребенка, разбудить его фантазию и творческое мышление. Играя и манипулируя предметами, ребенок быстрее разберется в большом и маленьком, широком и узком и т.д. И, конечно, сказка. Через нее у ребенка формируется ВООБРАЖЕНИЕ, внимание, память, мышление и речь.

Важно, чтобы эти первые ранние занятия учили детей думать, делать первые в своей жизни выводы, обосновывать свое мнение. Ребенок в 2,5 года утверждающий, что он уже большой, на вопрос: «почему ты так решил?» может дать ответ: «у меня выросли руки, ноги; вот какие они стали большие, значит я вырос!»

Помните, что к трем годам ребенок считает только до трех, а буквы ему вообще знать необязательно!

 Сухова Дарья, практический психолог.

Продолжение следует.

Обсудить статью в форуме

25.11.2009 · admin · 2 комментария
Метки: ,  · Рубрики: Беседы о развитии, Публикации

2 комментария

  1. Denis - 26.01.2010

    что делать если ребенок не хочет ходить в школу

  2. daria - 26.01.2010

    В каком классе сейчас ваш ребенок? От этого зависит рекомендация. В любом случае, сделайте так, чтобы дома было скучней, чем в школе. Нужно было много помогать по домашнему хозайству, не работал компьютер, телевизор и т.д.